FIAT 500 R (1973) - FIAT 500 TWINAIR

FIAT 500 R (1973) - FIAT 500 TWINAIR
Поступь прогресса тиха, но неумолима. Лучше всего это видно на расстоянии лет в тридцать. Поэтому мы сравнили Fiat 500 образца 1973 года с новейшей, только что представленной модификацией, оснащенной самым мощным двухцилиндровым мотором.

Сорок лет назад

В марте 1973 года Quattroruote опубликовал отчет о тесте Fiat 500 R. Модель производилась до 1975-го.

Год 1973-й: исторический компромисс, война Судного дня, нефтяной кризис, жесткая экономия. Все лето по радио крутят хит Патти Право «Сумасшедшая мысль», в кино идет «Живи и дай умереть». А в это время в Испытательном центре Quattroruote все заняты новым Fiat 500 R, не подозревая, что именно ему судьба уготовала участь через пару лет стать последним в доблестном роду Туринских малышей, разошедшихся по миру в четырех миллионах экземпляров...

Прошло сорок лет, и вот в ворота Испытательного центра Quattroruote в Ваирано въезжает последняя версия 500-го нового поколения. Под капотом у него, как и у предка, двухцилиндровый мотор. Но это единственное, чем два поколения схожи (кроме еще и стилистики). Да и у двигателей на самом деле общего мало. Их разделяют сорок лет автомобильной эволюции.

Другая идеология

Сравнивать два 500-х «в лоб» не стоит. Это даже не безжалостно, а просто глупо. У них все разное - габариты, характеристики, технические решения, дизайн. И даже идеология: оригинальная модель была задумана как дешевое средство передвижения на небольшие расстояния, а ее современное воплощение - трендовый, капризный ситикар для молодых богатых горожан.

И все же, когда в журнале за 1973 год читаешь отчет о тесте 500 R, находишь любопытные моменты: они дают понять, как изменились за сорок лет не только автомобили, но и ожидания автовладельцев. Вне всяких сомнений, сегодняшний Fiat 500, с недавних пор получивший «раскачанный» двигатель TwinAir (мощность бензинового агрегата с турбонаддувом выросла с 85 до 105 л.с), - это настоящий автомобиль, достаточно большой (на 50 см длиннее своего предка), чтобы вместить четверых взрослых (в свое время тоже можно было ездить вчетвером, но как сельди в бочке). Салон отменный - великолепный дизайн, отличные материалы, сборка и отделка на высоте. А как удобны включенные в новую комплектацию Cult кресла, обитые кожей Frau, - глубокие, комфортные. Как хорош новый цифровой щиток с семидюймовым TFT-дисплеем (штатный для всех комплектаций начиная с S), с ним оригинальная передняя панель, украшенная большой вставкой в цвет кузова, смотрится еще привлекательнее. Показания приборов читаются четко, информации водитель получает предостаточно. Туда же, на щиток, могут выводиться и подсказки навигатора TomTom 2 Live, если, конечно, он установлен.

Прибор двойного назначения

Автомобили 2014-го модельного года отличает новый цифровой щиток. Графика читается очень четко. Характер отображаемой информации зависит от выбранного режима: в Sport, например, вместо показаний эконометра водитель может следить за давлением наддува.

Место водителя

Найти правильное положение за рулем водителю Fiat 500 TwinAir несложно: сиденье регулируется в том числе по высоте, руль тоже. А в старом 500-м это проблема, особенно для тех, кто ростом повыше.

Салон

Оба автомобиля сертифицировались как четырехместные, но в салоне старого 500-го было намного теснее, особенно сзади. Кстати, назад еще нужно было пробраться. А если сесть на некое подобие скамейки все же удавалось, повернуться места уже не было.

В принципе, сзади были места для двух детей. Или для одного взрослого, при условии что он вытянет ноги поперек салона. Новый 500-й, конечно же, более гостеприимен. С доступом на задние сиденья тоже проблема, но ехать сзади вдвоем можно: кузов больше, чем у предка, а колесная база длиннее.


Обзорность

Неудобная посадка и маленькая площадь остекления говорят против 500 R, однако обзор назад у него лучше.

Минимум багажа

Багажник сегодняшнего 500-го с трудом, но уместит багаж четырех путешественников. Владельцу прежнего 500 R приходилось довольствоваться объемом, не занятым запаской и бензобаком. Максимум, что туда влезало, - небольшой чемодан и мягкая сумка.



Другой уровень комфорта

Остальное - дизайн, расположение органов управления - знакомо по предыдущим модификациям. Все под рукой, в том числе и панель климат-контроля, которую разместили прямо перед довольно высоко установленным на центральной консоли рычагом коробки.

А ведь старые «пятисотки» вообще не имели многих полезных систем, в том числе и кондиционера. Никаких кнопок, регулировок, никаких дефлекторов. При этом было предусмотрено некое подобие отопителя: теплый воздух из контура охлаждения двигателя по специальному каналу подводился под переднюю панель, откуда через щели обдувал ветровое стекло, чтобы не запотевало. Свежий воздух попадал в салон через окна и форточки, системы рециркуляции, само собой, не существовало. Так что летом было жарко, да и вообще, если сравнивать с 500-м XXI века, в плане оборудования и комфорта водитель и пассажиры были лишены многого. Особенно разительно разница ощущается на примере новой версии туринского ситикара - Cult, для своей категории укомплектованной более чем щедро. Старый же 500-й по сегодняшним стандартам был практически «голым». Предлагали всего две опции: устройство блокировки руля и регулировку наклона спинки, причем было предусмотрено лишь четыре положения.

Ну и конечно, когда поворачиваешь ключ зажигания, полувековой разрыв ощущается в полной мере. В отличие от строптивого двухцилиндрового мотора с воздушным охлаждением TwinAir запускается без малейших колебаний. На холостых оборотах его не слышно, разве что ощущается легкая вибрация. И звук не тот, что прежде, хотя типичный для «двойки» ритм присутствует и с каждой модернизацией доставляет все больше удовольствия.

Не только в мощности дело

Разница в мощности (если это можно назвать разницей) - 18 «лошадок» против 105. Естественно, замерять с хронометром, кто быстрее разгонится до 100 км/ч, смысла никакого. Да и вообще, для 500 R это скорость почти предельная, ибо максимум, на что он способен, - 100,533 км/ч. С эластичностью та же история: начав ускоряться с 30 км/ч, к концу первого километра старичок способен выйти на 95 км/ч. В общем, другая эпоха, и это при том, что оригинальная модель весит вдвое меньше ее современного ремейка, 641 кг против 1162 кг соответственно. Особо хорош стал девятисоткубовый TwinAir после последней инъекции лошадиных сил и ньютон-метров, он далеко оторвался от менее мощной модификации. А главное, смог преодолеть проблемы, на которые мы указали по результатам теста 2010 года. Теперь, чтобы держать обороты повыше и не душить его зажигательный характер, нет никакой необходимости постоянно переключаться. То есть он до сих пор любит низкие передачи, но не заявляет об этом так безапелляционно и ведет себя вполне уравновешенно на небольших оборотах. Намного меньше страдает «накачанный» TwinAir, когда водитель, желая сэкономить, включает режим Есо, урезая крутящий момент (намного ниже максимального значения 120 Нм) и мощность (до 98 л.с). Результаты замеров, проведенных нашим испытательным центром, никаких комментариев не требуют: средний расход составляет порядка 16 км/л (6,3 л на 100 км), а на загородном шоссе литра бензина автомобилю хватает почти на 20 км (5 л на 100 км). Любопытно, что в этом плане сравнение со старым добрым 500 R не выглядит безжалостным: разница в расходе при движении на постоянной скорости не выглядит непреодолимой, да и в испытательных циклах (хотя за прошедшие годы процедуры неоднократно корректировались) цифры получаются сравнимые.


выводы

Второе пришествие 500-го заставило нас мысленно вернуться на пол века назад. Страна ее промышленность быстро менялись, и 500-й стал своеобразным четырехколесным символом эволюции. Тем, кто помоложе, оценить это вряд ли дано. Поэтому, тестируя 500-й со 105-сильным мотором TwinAir, мы решили провести некоторые параллели с тестом Fiat 500 R, который журнал Quattroruote провел в 1973 году. Главным сюрпризом стал новый двухцилиндровый двигатель: дополнительные лошадиные силы пошли ему на пользу, мотор преодолел проблемы, характерные для первой модификации. Сегодня оснащенный турбиной агрегат не только бодр, но и экономичен, что доказали результаты тестов на нашем полигоне в Ваирано.

нравится

Двигатель, конструкторы щедрой рукой добавили мощности и крутящего момента: в режиме Sport новый TwinAir показывает себя во всем блеске, не требуя при этом лишнего бензина. И звучит намного приятнее.

Сиденья. Качество всех материалов салона очень высокое, но особо выделяются сиденья, обитые кожей Frau.

не нравится

Тормоза. Тормозной путь стал короче на всех покрытиях, но когда коэффициент сцепления с дорогой неодинаков, например на мокром асфальте и льду, поведение автомобиля неоптимально.

Багажник. Для четверых скромненько, двоим хватает в обрез. Если багажа много, можно сложить задние спинки.

АВТОПОЛИГОН

Fiat 500 R (1973) - Fiat 500 TwinAir Cult

Особенности конструкции

ОДИНАКОВЫ ТОЛЬКО числом

Пропасть между двухцилиндровыми моторами старого и нового Fiat 500 непреодолима. Старый мотор - простой и дешевый, новый - мощный и сложный.

Данте Джакоза полвека назад задумал 500-й как автомобиль полноценный, но дешевый. Те, кто разрабатывал новую версию, могли позволить себе гораздо больше. Об этом говорят и богатая штатная комплектация, и множество опций, и техника, в первую очередь двигатель TwinAir.

С далеким предшественником его объединяет лишь количество цилиндров - два, но крайне простой конструкции полувековой давности сегодня противопоставлены сложные технические решения.

Уже первая модификация двухцилиндрового мотора Fiat оснащалась разработанной Туринским концерном системой MultiAir, объединившей в себе вариатор фаз газораспределения и регулятор хода клапанов. Это позволяет точно дозировать количество поступающего в цилиндры воздуха. В результате появилась возможность отказаться от классической дроссельной заслонки, значительно снижающей КПД двигателя при работе с неполной нагрузкой. При подготовке двигателя TwinAir к введению стандарта Евро 6 увеличили диапазон изменения хода впускных клапанов, и система получила новое название - MultiAir 2.

Другая характерная особенность двухцилиндрового двигателя Fiat - турбонаддув, без которого агрегат рабочим объемом 875 см3 был бы не в состоянии обеспечить такие высокие значения мощности и крутящего момента. Для борьбы с вибрациями предусмотрен балансирный вал. Чтобы двигатель работал ровнее, модификации под Евро 6 оснащают двухмассовым маховиком. Для снижения количества токсичных выбросов выпускной коллектор объединили с головкой цилиндров. Все версии автомобиля оснащают системой старт-стоп, генератором с интеллектуальным блоком управления зарядкой аккумуляторной батареи, масляным насосом переменной производительности и электронно-управляемым термостатом. Работает двигатель теперь тише - в новой выпускной системе два глушителя. Подвеска стала жестче, чтобы соответствовать выросшим характеристикам мотора.

У старого 500-го была элементарная четырехступенчатая коробка без синхронизаторов, именно на ней многие поколения водителей оттачивали искусство перегазовок и двойного выжима сцепления. Пришедший же на тесты экземпляр TwinAir оснащен шестиступенчатой «механикой», но другие бензиновые версии оснащают и «роботом» Dualogic.

В плане безопасности современный 500-й, естественно, сравнивать со старым не имеет никакого смысла. Полвека назад ограничились подготовкой для установки ремней безопасности. Сегодня же в арсенале 500-го семь подушек, ремни с преднатяжителями, АБС и ESP.

Контроль качества мир с разницей в 40 лет

Простоте своего предка сегодняшний 500-й противопоставил изысканный и качественно собранный салон.

Производство старого 500-го велось под знаком снижения себестоимости. В частности, при штамповке боковин и дверей максимум внимания уделялось сокращению количества металла, идущего в обрезь. С учетом возраста и истории экземпляра, с которым мы познакомились, можно сделать вывод, что кузов собран неплохо, единственное,что не понравилось, - большой зазор между передней панелью кузова и крышкой багажника. В салоне Fiat 500 1973 года выпуска никаких изысков, нет ни ковриков на полу, ни карманов в дверях -это были прерогативы люксовой версии. Дверные панели - гимн простоте. TwinAir сделан совсем в другом ключе: зазоры между деталями кузова узкие, правда, одна дверь ближе к крылу, чем другая. В дверных проемах множество не особо красиво смотрящихся точек сварки. Поверхности моторного отсека, как и внутренние поверхности дверей, не покрыты прозрачным финишным лаком.

Уплотнители дверей элементарные: вместо трубки по периметру проема - всего две резинки в верхней части двери, чтобы воздух не свистел. В салоне взгляд притягивают красивые кожаные сиденья и щиток с цифровым дисплеем. Предусмотрены климат-контроль и навигатор. Увы, и у этой, топовой версии передняя панель целиком сделана из жесткого пластика, причем состыкованы детали не всегда идеально. Критики заслуживает недостаточно устойчивая съемная подставка под навигатор. Стеклоподъемник водительской двери работает в автоматическом режиме как на открытие, так и на закрытие окна, а со стороны пассажира в одно касание стекло можно только опустить, а чтобы поднять, приходится удерживать кнопку. Вот такая экономия. Дефлекторы климат-контроля для задних пассажиров отсутствуют. Наконец, багажник обит иглопробивной тканью, там есть и петли для крепления багажа, и крючки для сумок.

КРУГ ПО ТРЕКУ УПРАВЛЯЕМОСТИ

В 1973 году на месте нашего полигона в Ваирано были бесконечные рисовые чеки. Чтобы получить хоть какую-то отправную точку, пришлось выпускать старика 500 R на трек. Две модели Fiat 500, сегодняшнюю и сорокалетней давности, разделили 40 с - секунда с года! Ничего не поделаешь, за прошедшие десятилетия техника ушла далеко вперед, характеристики выросли. TwinAir показал себя на треке молодцом: безопасный и резвый в скоростных поворотах.


Читайте также
Автомобили-двойники Разное
На Интернет-сайтах с объявлениями о продаже автомобилей в последнее время все чаще стали появляться подержанные машины, которым всего 2-3 года, в отличном состоянии, по удивительно бросовым ценам - существенно ниже рыночных. Администрации таких сайтов уже стали предупреждать своих пользователей, что...

Седан для Беатриче Разное
Банкир Маргарита Веремеенко едва не погибла за рулем Maserati Ghibli — от чувства восторга перед итальянским автопромом.Закройте глаза! Беспощадное солнце, ноги утопают в горячем песке... А теперь прислушайтесь. Слышите гул? Еще недавно он напоминал тихий свист, но громкость нарастает, и вам станови...

Китайское подразделение Lamborghini объявила стоимость нового Huracan Разное
На рынке будущих владельцев Lamborghini Huracan вынудят отдать за новинку примерно 23 490 000 рублей. Завышеную стоимость итальянский автопроизводитель объяснил высокой ввозной пошлиной, установленной в Китае. В США купе Lamborghini обойдется потребителю дешевле на 60%. Полноприводный среднемоторный...